Праздник «Купальские огни»

Как я писал в первой книге «Путь к Свободе. Крым — Начало Пути» с 2014 года я стал посещать множество тематических фестивалей, семинаров, тренингов и праздников. Они сильно повлияли на мое мировоззрение. Поток событий меня окунал в различные субкультуры, в которых практически непрерывным калейдоскопом со мной происходили порой фантастические и сказочные события. Да, и сами названия мероприятий говорили сами за себя: фестиваль «Жизнь без страха», курс «Приключение», фестиваль позитивного творчества «Восхождение», осенняя школа «Космос Крыма», фестиваль «Сказочный Крым». По сути каждое из них являлось уникальным в своем роде и казалось весьма непросто провести между ними какие-то параллели. Но видимо был уже сформирован определенный замысел, который вел меня по дороге, на которой не было случайных встреч и событий.

Еще на фестивале «Восхождение» я окунулся в славянскую тематику. Это направление в 2015 году все большую роль играло в моей жизни. В первую очередь это было связано с теми людьми, с которыми меня сводила судьба в Крыму. Многие из них имели ведический взгляд на мир. Новый для меня подход к жизни ярко проявлялся на фестивалях и праздниках, в которых я принимал участие. Одним из них стал праздник Купалы, который проходил с 20 по 21 июня 2015 года в Байдарской долине.

Купала — это один из самых древних, дошедших до нас праздников, о его важности и силе говорит то, что он прошел сквозь века и столетия, не потеряв свою суть. Но это не просто праздник, с хороводами и кулачными боями, которым, надо сказать, наши предки придавали большее значение. Купало это, прежде всего обряд духовного перехода Дажбога, что знаменует собой переход от юношеского буйства к сознательной жизни, направлению человеческих душ к единению в семьях и на путь к высочайшему свету праведности в этом году и всей явной жизни.

Чистые помыслы

Так сложилось, что на выбор места проведения праздника повлиял в том числе и я. На фестивале «Сказочный Крым» было сделано благое дело – участники по инициативе организаторов собрали весь мусор, который был на территории проведения фестиваля. Огромная куча мешков с ним была оставлена у озера. В завершении фестиваля все участники фотографировались около нее, чувствуя, что сделали большое дело. Но мусор вывезен не был. Шел день за днем, но эта гора оставалась на своем месте. Возвращаясь в долину, я видел, что ничего не меняется. И мы начали бить тревогу. К этому времени звери и птицы начала разносить мусор по окрестности, легкий мусор из этой кучи сдувался ветром в озеро.

Я стал писать организатору фестиваля, но он ничего не стал предпринимать ссылаясь на то, что была договоренность с администрацией на вывоз. В результате кроме перекладывания ответственности на других людей никаких существенных действий с его стороны предпринято не было. Притом к мусору, который был собран до фестиваля прибавился и мусор всех фестивальщиков. Получилось, что больше пятидесяти человек приехали, повеселились несколько дней в одном из чистейших природных мест Крыма, оставили весь свой мусор и разъехались. Это событие очень сильно меня смутило, и дало понимание того, что не все организаторы подобных мероприятий действительно следуют заявленным принципам и высоким идеалам, которые провозглашают.

Ситуация решилась благодаря более осознанным людям. Организаторы сообщества «Коло Славян» искали место под проведение своего праздника. По нашей наводке они вышли на администрацию села Орлиное, где проводился ранее фестиваль «Сказочный Крым» и договорились о проведении своего праздника с условием сбора и вывоза мусора. Они свое слово сдержали. Сразу после окончания мероприятия проблема с мусором была решена. Благодаря ответственности организаторов праздника «Купальские огни» место снова задышало природной чистотой.

Чуть позже я познакомился с ребятами, которые регулярно в Крыму устраивают мероприятия по сбору мусора. Экоактивисты абсолютно безоплатно выезжают на загрязненные места и очищают их. Эти люди вносят важный вклад в сохранение нашего природного достояния. Однако их мало, и явно только их деятельности не достаточно, чтобы очистить Крым от мусора. Так и место проведения описанных мероприятий потихоньку снова зарастает мусором. Количество приезжих становится все больше, и, к сожалению, далеко не все из них относятся к Крыму как к достоянию нашей культуры и чуду природы, которые необходимо оберегать в первую очередь.

Здравый подход

Основательность и здравый подход организаторов праздника меня очень привлекли. Среди его участников оказалось много крымских казаков. И большинство из них казаки по духу, а не по роду. У нас есть ряд стереотипов, касающихся уклада и образа жизни наших предков. В основном они транслируются нам из СМИ, фильмов, реже из книг. Но есть люди, которые изучают наши традиции более глубоко. При этом я не исключаю, что со временем происходит трансформация многих атрибутов древних знаний наших предков, перекладка на современный лад. Однако я уверен, что основные смыслы при здравом подходе удается сохранить.

Праздник проводился в трезвой среде, без употребление каких-либо алкогольных напитков. На нем никто не курил. Кухня была вегетарианская. Это несколько простых и вместе с тем базисных постулатов образа жизни собравшихся на празднике людей. Программа наполнялась традиционными славянскими хороводами, песнями, ритуалами, связанными с днем летнего солнцестояния. В природной чаше Байдарской долины, окруженной горами, это действо проходило наиболее органично и естественно. В Крыму именно соединение природных мест и тематической наполненности мероприятий дает ощущение удивительного погружения в атмосферу различных культур и эпох. Ты попадаешь в машину времени, которая тебя переносит в ту или иную эпоху. Так случилось и на празднике «Купальские огни». Путешествие к нашим корням через практики взаимодействия с людьми и природой дали возможность дополнить мою новую картину мира.

Праздник «Купальские огни», Байдарская долина (21 июня 2015 года)

Взаимосвязь

У меня появилась возможность сравнить два мероприятия, которые происходили на одном и том же месте. Фестиваль «Сказочный Крым» и праздник «Купальские огни» были разные по своей тематике и формату, но при этом отражали направления, связанные с саморазвитием и здоровым образом жизни. Я стал улавливать схожие принципы в различных практиках. Несмотря на то, что я поначалу тонул в обилии новой информации, образов и знаний, моя любознательность давала мне возможность достаточно быстро вливаться в очередное сообщество непохожих на меня людей. У многих казаков уже был сформирован свой уклад и определенная манера речи. Но при этом созданное сообщество людей было еще весьма молодым, оно активно развивалось и давало возможность без преград в него вливаться. Поэтому не было строгих критериев отбора “свой – чужой” и ребята достаточно легко принимали новичков в свой круг. Эта легкость общения оказалась свойственна и казакам, и участникам других мероприятий, на которых я побывал за несколько лет на крымской земле. Достаточно просто было войти в коммуникацию с любым из участников подобных событий. Особую роль в этом сплочении играли практики коллективного взаимодействия.

Праздник «Купальские огни», Байдарская долина (21 июня 2015 года)

Праздник «Купальские огни», Байдарская долина (21 июня 2015 года)

Праздник «Купальские огни», Байдарская долина (21 июня 2015 года)

Праздник «Купальские огни», Байдарская долина (21 июня 2015 года)

Девушка верхом, Байдарская долина (21 июня 2015 года)

На празднике важным объединяющим событием стал Казачий вар. Нам было предоставлено большое поле в чаше гор. Казаки начертили несколько кругов на земле для проведения мероприятия. Как я уже писал ранее подготавливаемое место, где мы должны были вариться, как мне объяснили называется котел. Оно делится на среды – ядро, середа, околица и гуляй-поле. Во время вара действие происходит в трёх средах. Расстояние между средами называется тропы. Есть кашевар, он все это организует, дает команды.

Стояла солнечная теплая погода, и раздевшись по пояс мы встали в круг. В качестве разминки была выбрана интересная забава. Заранее был подготовлен мешок больших еловых шишек. Участники по очереди выходил в центр. Всем остальным давались еловые снаряды, и каждый должен был целясь в голову кидать шишки в стоявшего. В свою очередь все выходившие на обстрел должны были максимально устойчиво стоять на двух ногах и не уворачиваться от летящих шишек, даже если они летят прямо в голову. Также нужно было смотреть в лицо опасности постоянно следя взглядом за шишкой. Я вышел один из первых и стойко принял все попадания в цель.

Какие выводы я сделал из практики. Более уверенные участники при прочих равных условиях меньше всего были подвержены попаданиям. Шишки летели мимо них. Это в первую очередь было вызвано психологическими факторами. Как и в спортивных играх в решающие моменты влияет настрой и дух участников состязания. Психологическая устойчивость и смелость давали свои результаты. После этой проверки мы начали разминку и затем постепенно втянулись в процесс вара. Если предыдущий Казачий вар для меня проходил на песке, то здесь я стоял на твердой земле. Разница чувствовалась и в динамике происходящего, и в количестве сил, которые тратились на каждое действие. С одной стороны, было проще перемещаться, с другой скорость взаимодействия была намного выше. К тому же этот вар был обозначен как тренировочный. И как я понял, это означало, что в него внесены элементы, приближенные к реальному бою. И действительно в ходе этого вара было больше практик с рукопашным взаимодействием. Также некоторым участникам давались деревянные ножи и устраивались поединки с вооруженными казаками.

После практики все были уставшие, но довольные. Традиционно казаки расселись кругом, чтобы поделиться своими впечатлениями. После этой практики незнакомые ранее люди, в том числе и я, чувствовали единение и сплоченность. Такой эффект я не ощущал даже играя длительное время в одной из спортивных команд. Поэтому для меня это событие было очередным открытием. Но самое интересное произошло вечером. Если дневной вар был у меня уже вторым, то ночной вар в темное время суток стал для меня еще одним важным открытием того дня. Сразу же расскажу про него немного выбиваясь из хронологии событий.

Когда начало темнеть, мы собрались на прежнем месте, чтобы провести еще одну практику. Хотя она предполагала также взаимодействие в начерченных кругах и называлось варом, но ощущения от нее у меня остались совершенно другие. Эта практика происходила с закрытыми глазами и в меньшей степени была ориентирована на силовое взаимодействие. В большей степени мы учились ощущать свою ориентацию в пространстве и чувствовать окружающих людей. Все взаимодействие происходило плавно и аккуратно. Мы ходили в кругу, встречаясь друг с другом, обходя препятствия на своем пути. Учились течь, как поток воды, который может просочиться даже в маленькую дырочку. И через небольшое время участникам каким-то образом удалось даже в темноте с закрытыми глазами стать единым целым. У меня появилось интуитивное ощущение куда и каким образом нужно идти, чтобы оставаться в кругу и обходить людей, которые также с закрытыми глазами хаотично перемещались в ограниченном пространстве. Были и задания на силовое взаимодействие, но все же акцент был сделан на умение быть гибким и обходить препятствия не задействуя свою силу.  Время пролетело незаметно. Мне показалось, что прошло около 15 минут, но в итоге наше практика длилась намного дольше.

После вара мы сели в круг и в темноте начали по очереди делиться своими открытиями. Участники рассказывали о своих ощущениях. Некоторые говорили, что у них открывался внутренний взор, который позволял видеть окружающих даже с закрытыми глазами, другие рассказывали, что видели происходящее с высоты птичьего полета. Для меня было удивительно, то что я услышал. Мой же опыт сводился к тому, что во время практики я стал чувствовать окружающих, умело проходил через толпу людей, лавируя между участниками. Слушая казаков я верил в то, что каждый честно делится своим опытом. Крым снова для меня открывал ворота в познание чего-то, выходящего за пределы привычных представлениях о человеке и его возможностях. И при этом все события в Байдарской долине происходило со мной так естественно, как будто я уже был знаком с этим местом и окружающими меня людьми. В подобные моменты я словно обретал потерянную связь с окружающим меня миром. Когда многое, что казалось ранее мне важным, теряло свою значимость, и я находился в моменте здесь и сейчас. Благодаря общению с природой и созвучными мне людьми со мной происходила трансформация, которую я начал постепенно осознавать.

Особая атмосфера

Еще на фестивале «Восхождение» я заметил особое состояние, в котором я пребывал на мероприятии. Уникальность природного места и создаваемая участниками атмосфера формировала на фестивале обособленное пространство, в котором чувствуешь себя полностью защищенным. Особенно я это прочувствовал, когда пришло время возвращаться в повседневную реальность. На празднике «Купальские огни» я ощутил схожее чувство. Такое действие оказывала своего рода магия подобных мероприятий. Меня захватил поток событий, я увлекся практиками и попал в отличную от окружающего мира среду со своими традициями и правилами. Образы с этих мероприятий никак не стыковались с привычной для меня картиной мира. Я соприкасался совершенно с новыми для меня укладами жизни. И несмотря на то, что после этих событий участники возвращались в повседневную жизнь с привычными нам законами современного мира, все-таки каждый из них сохранял в себе общее видение, которое транслировалось на фестивале или празднике. На фестивале «Восхождение» главной темой была жизнь на земле в гармонии с природой. На празднике «Купальские огни» демонстрировался образ жизни казачества вместе с культом языческих традиций. В обоих мероприятиях было намешано очень много разных течений, верований и укладов. Не зная историю развития нашего общества, трудно было объективно оценить происходившие вокруг события. В тот период жизни я легко увлекался чем-то новым, был открыт к переменам. И поэтому легко вливался в незнакомую мне среду, не ограничивая свое восприятие только логическими предпосылками. Интуитивно я чувствовал, что во всем многообразии открывшихся мне течений есть что-то общее. Я пытался ухватить общее зерно сообществ, в которые я погружался. Вероятно, всех их объединяло культивирование образа жизни, отличающегося от современных стандартов. Чаще всего за основу брался уклад жизни наших предков, и к нему привносились нововведённые элементы. Не зная глубоко нашу историю, мне было трудно адекватно оценить насколько транслируемые ценности, предлагаемые практики и обряды соответствуют традиционному укладу, который у нас существовал ранее. В то время я не углублялся в фактологические детали, а воспринимал происходящее в первую очередь эмоционально. Создаваемые пространства были гостеприимны, уютны и наполнены увлекательными событиями. Происходящее вокруг абсолютно не было похоже на традиционные праздники, которые проходят по распоряжению городских властей и носят в основном только развлекательный характер. Организаторы Купалы вложили в свое мероприятие нечто большее. Отношение каждого участника праздника чувствовалось и создавало общую атмосферу. Видимо поэтому и ощущалось какое-то единение пространства и людей. Чуть позже я познакомился с таким термином как эгрегор.

С точки зрения биоэнергоинформатики «эгрегор» — энерго-информационная структура, изначально возникающая из сонаправленных эмоций и мыслей группы людей, объединённой общей идеей, энерго-информационный объект в тонком мире, связанный с определёнными состояниями людей, идеями, желаниями, стремлениями.   

 Это определение, наверное, лучше всего с научной точки зрения характеризует те неосознанные процессы, которые происходили со мной в Крыму и Краснодарском крае. Соприкосновение с природными и общественными эгрегорами наполняли меня новой информацией и питали своей энергией. Путешествия по крымским горам и практики на различных мероприятиях на территории полуострова воздействовали на меня определенным образом. Неслучайно меня притянула и Байдарская долина, в которой за два месяца я попал на два массовых события. Именно в этом месте со мной раз за разом случались встречи с людьми, которые открывали мне Крым с новой стороны.

Кульминация праздника

Помимо Казачего вара программа праздника содержала множество различных традиционных забав. Можно было поучаствовать в метании ножей и топоров, хороводах, мужских и женских практиках, имелся древнерусский тренажер ПравИло для желающих поработать над своим телом, была организована ярмарка с представлением различных ремесел. Все это делалось руками энтузиастов, многие из которых представляли сообщество «Коло Славян». Кульминацией первого вечера стали танцы и большой костер посреди поля, окружённого горами.

Забавы на празднике «Купальские огни», Байдарская долина (21 июня 2015 года)

Танцы на празднике «Купальские огни», Байдарская долина (21 июня 2015 года)

Второй день праздника был еще более насыщен интересными мероприятиями, самыми запоминающимися из которых для меня стала постановка, которая была разыграна организаторами мероприятия. Ближе к вечеру всех участников собрали в круг, которым водят хороводы. Затем цепочка разорвалась и получилась длинная вереница людей. Один из ведущих повел за собой участников по полю в лес, который находился на склоне гор, окружающих долину. В лесу нас ждало множество сюрпризов. По дороге нам встретились герои русских народных сказок: леший и баба яга. Каждый отведал каравай и пригубил воды из преподнесенной чаши. В конце нашего сказочного маршрута девушки пошли в одном направлении, а мужчины в другом. Сильную половину ждали состязания с перетягиванием каната, а затем мужской хоровод и праздничные речи вокруг разведенного специально костра. У женской половины видимо в это время были свои забавы.

Тренажер «Правило», Байдарская долина (22 июня 2015 года)

Практики на празднике, Байдарская долина (22 июня 2015 года)

Праздник «Купальские огни», Байдарская долина (22 июня 2015 года)

Праздник «Купальские огни», Байдарская долина (22 июня 2015 года)

Хороводы на празднике «Купальские огни», Байдарская долина (22 июня 2015 года)

Хороводы на празднике «Купальские огни», Байдарская долина (22 июня 2015 года)

Все действия проходили ярко, празднично и с душой. Я с удовольствием вовлекся в представление, которое разительно отличалось от постановок, с которыми я встречался на различных праздниках до этого. На крымской земле в горах в окружении единомышленников славянские традиции приобретали совершенно иной смысл. Первый раз в жизни я прочувствовал то состояние, когда идет слияние с природой благодаря тем ритуалам, которыми пользовались наши предки.

Мистерия на празднике «Купальские огни», Байдарская долина (22 июня 2015 года)

Мистерия на празднике «Купальские огни», Байдарская долина (22 июня 2015 года)

Мистерия на празднике «Купальские огни», Байдарская долина (22 июня 2015 года)

Мистерия на празднике «Купальские огни», Байдарская долина (22 июня 2015 года)

Мужчины на празднике «Купальские огни», Байдарская долина (22 июня 2015 года)

Мужчины на празднике «Купальские огни», Байдарская долина (22 июня 2015 года)

Дети на празднике «Купальские огни», Байдарская долина (22 июня 2015 года)

Праздник «Купальские огни», Байдарская долина (22 июня 2015 года)

Праздник «Купальские огни», Байдарская долина (22 июня 2015 года)

На закате состоялась кульминация праздника. Этот день был особенным — праздник «Купальские огни» проводился в день летнего солнцестояния, самого длинного дня 2015 года.   Удивительно, что ровно 10 месяцев назад до этого дня – с 21 на 22 сентября 2014 в день осеннего равноденствия на открытии фестиваля «Восхождение» я также участвовал в мероприятии со своим сакральным смыслом. В тот раз это было ночное восхождение на гору Нексис к дольменам. Я об этом писал в первой моей книге «Путь к Свободе. Крым — Начало Пути». В этот же раз я оказался в Байдарской долине на празднике, который также был связан с астрономическим явлением. Вероятно, это можно объяснить тем, что большинство праздников славян издревле связаны с теми явлениями, которые происходят в природе. И в горах я отчетливо чувствовал почему исторически сложилось именно так. Оба события остались у меня яркими образами в памяти благодаря тем людям, которые были со мной рядом и уникальной природной среде, в которой они проходили.

На празднике «Купальские огни» я снова с головой погрузился в новую для себя среду, а затем уже в течение длительного времени старался разобраться в значении событий, которые со мной происходили. Так в этот день с одной стороны я был участником событий, а с другой исследователем нового для меня направления, связанного с языческими традициями. Дополнительный колорит мероприятию придавало то, что оно не походило на чисто казачий слет или на традиционный славянский праздник. На мой взгляд, в нем слились множество наших традиций, взятых из разных эпох. Вероятно, был ряд элементов, которые привнесли сами организаторы. И вместе с тем само действие, которое разворачивалось в течение двух дней было наполнено какой-то особой энергией, с которой в этой среде я уже не сталкивался позже. Как говориться «звезды сошлись», и этот праздник действительно выдался выходящим из ряда подобных мероприятий.

Его кульминация заключалась в торжественном шествии на закате в чаше Байдарской долины. Во главе был волхв, который руководил процессией. Ему помогали несколько человек. Во время нашего пешего хода пелись песни, слова которых мне были незнакомы, славились языческие боги. Когда колонна остановилась волхв объяснил суть ритуала. Участники один за одним подходили к нему, прикасались рукой к древку его небольшой секиры и становились вокруг костра. Каждому из участников дали испить воды из медной чаши и горсть солода. Зажгли костер, и после того как он разгорелся было сказано еще несколько слов славящих богов и окружающую природу. В завершении первой части праздничного ритуала с благими пожеланиями каждый бросил свою горсть солода в костер.

Шествие на празднике «Купальские огни», Байдарская долина (22 июня 2015 года)

Шествие на празднике «Купальские огни», Байдарская долина (22 июня 2015 года)

Шествие на празднике «Купальские огни», Байдарская долина (22 июня 2015 года)

Ритуал на празднике «Купальские огни», Байдарская долина (22 июня 2015 года)

Ритуал на празднике «Купальские огни», Байдарская долина (22 июня 2015 года)

Ритуал на празднике «Купальские огни», Байдарская долина (22 июня 2015 года)

Ритуал на празднике «Купальские огни», Байдарская долина (22 июня 2015 года)

Ритуал на празднике «Купальские огни», Байдарская долина (22 июня 2015 года)

Уже темнело, и праздник вошел в свою кульминацию. Двое ребят принесли на палке деревянное колесо, положили его в пылающий ритуальный костер, и через несколько мгновений, когда оно занялось пламенем, покатили к еще одному подготовленному кострищу, который также имел свое особое значение. От пламени колеса зажегся второй костер, и колесо с помощью ребят снова отправилось в путь. Они катили его в сторону озера под поддерживающий гул людских голосов. Огненным пятном в темноте оно быстро перемещалось по земле и через несколько мгновений с шипением полностью окунулось в озеро.

Ритуал на празднике «Купальские огни», Байдарская долина (22 июня 2015 года)

Дальше было время девушек, которые взяли свои сплетенные днем венки из цветов и стали их бросать в воду. Осталось дело за смельчаками, которые должны были нырнуть в озеро и найти венок той девушки, которая им была мила.

Ритуал на празднике «Купальские огни», Байдарская долина (22 июня 2015 года)

В завершении праздничного дня, когда уже полностью стемнело и костер немного убавил свой горячий пыл, самые смелые начали прыгать через костер. В одиночку и парами участники перелетали через жаркое пламя. 

Прыжки через костер на празднике «Купальские огни», Байдарская долина (22 июня 2015 года)

Когда костер начал угасать, организаторы разбросали угли и сделали из них дорожку, по которой мог пройтись каждый. Не все решились на эту затею. Но те, кто нашел в себе силы преодолеть свои страхи, остались очень довольны и горды собой. Я пробежался по дорожке пару раз. Эти древние очистительные ритуалы действительно возымели свое действие, и стали важными моментами моей крымской трансформации.

Хождение по углям на празднике «Купальские огни», Байдарская долина (22 июня 2015 года)

 

Оглавление Продолжение >>