Казачий вар

“В моменты, когда голова полна сомнений, вспомни, что есть дружеское плечо, на которое ты всегда можешь опереться!”

28 мая 2015

Денис на следующий день после нашего возвращения написал мне и предложил поехать на казачий вар, который должен был проходить между Евпаторией и Саками на берегу Черного моря. Это было заманчивое предложение. Я не представлял себе, что будет на мероприятии. Но мой интерес к данному событию был подогрет рассказами Яромира об их сообществе. И я хотел поучаствовать во встрече казаков, чтобы увидеть все своими глазами. Маша несмотря на то, что добираться ей было далеко, также решила приехать на организуемую встречу. Судьба меня снова сводила с необычными людьми. К этому времени я уже познакомился с жизнью Родовых поселений, посетил ряд значимых достопримечательностей Крыма. Вселенная продолжала меня вести по пути познания новых смыслов. Крымские казаки оказались непохожими на тот образ, который у меня сформировался из фильмов и показательных выступлений на различного рода праздниках. Оказалось, что ценности и понятия собравшихся людей во многих аспектах сильно расходятся с моими представлениями о том, кто такой настоящий казак.

Мы добрались до места встречи. Между Саками и Евпаторией располагается длинная песчаная полоса, которая в советское время в сезон заполнялась отдыхающими. По большей части теми, кто приезжал на море дикарем. В мае 2015 года она пустовала. Рядом построили аквапарк и дома для отдыхающих. Но видимо в связи с событиями, связанными с переходом Крыма в Россию, туристических бизнес в этом месте развивался не очень успешно. Поэтому пляж больше походил на дикий нежели на то место, которое подготовлено для туристов. Я узнал, что казаки договорились с владельцами территории о проведении своего мероприятия, а взамен обещали очистить берег от мусора. Собралось около трех десятков человек. Большинство из присутствующих были в одежде камуфляжного цвета, некоторые в казачьих папахах. Первым делом участники дружно начали собирать мусор с пляжа. Мы присоединились к этому благом делу. Через пол часа было собрано несколько больших мешков мусора. Я обратил внимание на организованность казаков. Каждый знал, что делать, все работали дружно и согласованно.

Юный казак, берег Черного моря, Саки (24 мая 2015 года)

Уборка мусора, берег Черного моря, Саки (24 мая 2015 года)

Вместе с тем казаки принесли и начали устанавливать деревянного идола. Я уже немного был знаком с традициями Родноверов. На фестивале «Восхождение» в 2014 году, я погрузился в разные течения славянской направленности. Каждое из них имело свои особые обрядовые атрибуты и символику. Но данное направление в среде казаков я встречал впервые. По внешнему виду окружающие меня люди действительно были похожи на казаков. При этом то, что произошло дальше, стало для меня очередным сюрпризом. Я окунулся в еще один неизвестный мне до этого культурный пласт. На этом мероприятии я познакомился с несколькими традициями, которые были соединены в одном сообществе. С одной стороны, участники имели атрибутику казачества, с другой – присутствовали символы языческих культов. Подобные сплавы различных течений и верований начали встречаться на моем пути в 2014 году и наполняли меня новыми образами и мировоззренческими концепциями еще в течение нескольких лет в путешествиях по Крыму и Краснодарскому краю. Многие их них повлияли на трансформацию моего видения мира.    

Установление идола, берег Черного моря, Саки (24 мая 2015 года)

Деревянный идол, берег Черного моря, Саки (24 мая 2015 года)

Приготовление трапезы, берег Черного моря, Саки (24 мая 2015 года)

Семья в национальных нарядах, берег Черного моря, Саки (24 мая 2015 года)

Самым же ярким событием того дня стал Казачий вар, ради которого с разных уголочков Крыма съехались казаки и их единомышленники.

«Казачий вар – это основа науки, называемой сегодня Казачий Спас, вобравшей в себя духовные, культурные и воинские традиции. Казачий Вар, Казачий Котёл, Вар или Свара по своей сути является одним из старинных и почти забытых самобытных способов коллективного обучения навыкам боя и коллективного взаимодействия в нём. Здесь и Русская народная борьба, и кулачный бой, и хоровод, и Казачья рукопашка.

Котёл – это замкнутое и особым образом выстроенное пространство, в котором есть свои правила. Котёл – это традиционная русская воинская подготовка. Заходя в котёл, ты отдаёшь туда свою силу, также и товарищи отдают в котёл свою силу. Возникает общее мощное духовное пространство, в котором сила сначала просто гуляет, а потом начинает упорядочиваться, приобретать иное качество.

Находясь внутри котла, ты вынужден быть быстрым, собранным, пробуждённым, мгновенно отзываясь на любую возникающую задачу. А задач таких в котле может быть множество – тут всё зависит от «Кашевара». Варясь в котле, ты обретаешь опыт оценки обстановки, взаимодействия с соседями и приемы борьбы с врагом, то же самое, что обретают военные лётчики по мере «налёта часов».

«Вар» как методику непросто описать, пользуясь обычными понятиями. Методика носит характер «игрища» (выражаясь современным языком – игротехники) по уговорным правилам и ограничениям, где занимающийся (варящийся) наряду с навыками боя получает навыки взаимодействия в нём. Качество «Вара» и его характер задаётся и зависит напрямую от Водящего Кашевара (Кошевого), а именно: от его умения завести казаков и удержать их под контролем. 

Коллективный подход к обучению через игру даёт возможность не только обучать технике посредством прямой передачи опыта от старших к младшим, но и способствует активному формированию нравственной и духовной среды. Отсюда берут свое начало казачье равенство, равноправие, дружба, взаимовыручка, так вырастало большое дружное казачье сообщество, где «нет уз святее товарищества».

Это краткое описание передает далеко не все аспекты данной практики. Но основную суть можно ухватить. Помимо элементов, которые были заимствованы из традиционной подготовки казаков, на мой взгляд, в этой практике был ряд нововведений.   К тому же на Крымскую землю Вар пришел с Кубани, и видимо, также был адаптирован к крымским реалиям местными казаками.

Моим преимуществом во всей «крымской кампании» было то, что я вначале пробовал на себе практики, входил в незнакомые мне сообщества, участвовал в том, о чем раньше даже и не слышал. Я просто попадал в необычные места в круг таких же необычных людей. Так случилось и в этот раз. Это был мой первый Казачий вар. У нас под ногами был песок, который подчеркивал местную специфику. В мероприятии принимали участие только мужчины. Хотя, как я понял, в круг допускаются и женщины, и дети. Я уже привык к командному взаимодействию в игровых видах спорта. Поэтому уловить дух этой в первую очередь мужской забавы мне было легко. После разминки мы начали «вариться». Это было полное погружение в процесс физического контакта с участниками котла. Все происходило очень динамично, активно. При этом не было возможности выключать голову –  нужно было постоянно следить, чтобы не выходить из круга, замечать действия других участников и своевременно реагировать на них. Мне понадобилась вся моя ловкость и смекалка, чтобы на равных соревноваться с мужчинами других весовых категорий. 

Разминка перед варом, берег Черного моря, Саки (24 мая 2015 года)

Разминка перед варом, берег Черного моря, Саки (24 мая 2015 года)

Казачий вар, берег Черного моря, Саки (24 мая 2015 года)

Казачий вар, берег Черного моря, Саки (24 мая 2015 года)

Казачий вар, берег Черного моря, Саки (24 мая 2015 года)

Казачий вар, берег Черного моря, Саки (24 мая 2015 года)

Казачий вар, берег Черного моря, Саки (24 мая 2015 года)

Казачий вар, берег Черного моря, Саки (24 мая 2015 года)

Казачий вар, берег Черного моря, Саки (24 мая 2015 года)

Казачий вар, берег Черного моря, Саки (24 мая 2015 года)

После окончания вара мы сели в круг и каждый рассказал о своих ощущениях и пожеланиях участникам этого события. Меня очень удивило насколько глубоко прониклись казачим варом многие из его участников.  Для меня в тот день он выступил в качестве мужской забавы. Но для более опытных участников в этом состязании были заложены более глубокие смыслы. Казаки говорили о братстве, единении и поддержке. В кругу я уже почувствовал не только физическую, но и некую духовную связь с окружающими меня людьми. Именно этом аспекту подготовки оказывается уделяется много внимания в казачем варе.

Круг после вара, берег Черного моря, Саки (24 мая 2015 года)

Круг после вара, берег Черного моря, Саки (24 мая 2015 года)

Дети, берег Черного моря, Саки (24 мая 2015 года)

Только по прошествии времени я стал понимать смысловые нагрузки многих практик, с которыми я познакомился в Крыму. Многие сообщества людей, в которые я окунался на полуострове, мне стали очень близки. В течение нескольких лет славянская тема вела меня по всему Крыму и Краснодарскому краю, открывая для меня взаимосвязь нашей культуры и окружающей нас природы. События того дня еще на один шаг приблизили меня в понимании того, что моя картина мира требует переосмысления и наполнения новыми образами. Знакомство в Крыму с неизвестными мне ранее традициями, сообществами людей и формирование нового восприятия природы как инструмента трансформации личности, давали мне возможность на многие привычные мне вещи посмотреть другим взглядом. Через казачий вар и другие события, которые происходили со мной в этот период, я начал собирать мозаику моего нового мировоззрения.
 

Оглавление Продолжение >>